Автомобильные лампы — типы, маркировка, назначение и внешний вид

Элементы освещения в автомобилях и их контактно-крепежные системы различаются по нескольким факторам:

  • год выпуска;
  • назначение светильника в конструкции.
  • страна производителя автомобиля;
  • марка машины;

Поэтому цоколи автомобильных ламп не взаимозаменяемы, и замена перегоревшего осветительного прибора превращается в довольно сложный процесс. Нужно разобраться в обозначениях, расшифровать знаки на конкретном элементе, да еще и однотипные лампочки отличаются по характеристикам. В то же время отсутствие единого стандарта открывает возможности для автомобилистов, желающих не только заменить агрегат, но и модернизировать свой легковой автомобиль, что в народе называют колхозным тюнингом».

Лампочки по законам ГИБДД

Что касается законности таких мер, то здесь все далеко не однозначно, регулирующие органы запрещают вмешиваться в конструкцию автомобиля. В принципе, эти меры небезосновательны, ведь большинство водителей стремятся добиться максимального освещения проезжей части в ущерб встречным водителям, ослепленным ярким светом. Ситуация противоречивая, так как, с одной стороны, даже кратковременное ослепление от приближающихся фар может привести к потере управления, а с другой стороны, недостаточное освещение проезжей части также увеличивает риск аварий. На практике единственный способ сделать дорогу перед автомобилем более различимой при освещении приближающимися фарами — это осветить свои собственные.

В итоге все закрывается в поисках яркости и некоторые государства, в том числе Российская Федерация, пытаются урегулировать эту проблему на законодательном уровне, поддерживая единый стандарт уровня излучаемого света, степени боковой освещенности и присутствия четко очерченной границы между центральными и периферическими световыми пятнами. Однако по статистике около 40% всех автомобилей в РФ имеют лампы в конструкции фары, которые не поставляет производитель автомобилей. В большинстве случаев это не повод для составления протокола о нарушении правил ГИБДД, так как визуально определить несоответствие блока ЭД (эксплуатационная документация.

С 1 июля 2021 года в Российской Федерации правомерность внесения изменений в конструкцию транспортного средства, не предусмотренных эксплуатационной документацией, будет оценивать ГИБДД лабораторным методом по ГОСТ 33670–2015. Это означает, что каждый может узаконить свою автонастройку, если лабораторное обследование продемонстрирует безопасность внесенных изменений.

В США, кстати, «воров» такие вопросы не волнуют, и они умеют водить машину с любой прибавкой. В любом случае, даже чтобы установить оригинальную лампочку, нужно ориентироваться в основных типах и модификациях автомобильных ламп, так как способы установки и крепления, а также блоки питания для автомобильных фар не унифицированы.

Немного исторических фактов

Первыми фарами для автомобилей Karl Benz в 1985 году были обычные керосиновые печи.

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

К концу века на смену керосиновым источникам света пришли ацетиленовые фонари, аналогичные лампам локомотивов, работающие по принципу газовой горелки.

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

И только в 1910 году на Кадиллак и Роллс-Ройс были установлены первые фары с общим отражателем, работающие от аккумулятора и работающие по принципу лампочки Ильича.

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

С тех пор источник электричества для ламп остался неизменным, чего нельзя сказать о принципе их действия и конструктивных особенностях, влияющих на основные характеристики осветительных приборов.

Типы автомобильных ламп

На основании этих критериев выделяют разные типы электрических ламп, используемых в автомобильной промышленности.

Накаливания

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

Они представляют собой вольфрамовую нить в стеклянной колбе, из которой максимально откачан воздух. Когда напряжение подается на противоположные концы нити накала, вольфрам нагревается, что сопровождается испусканием фотонов света в видимой области спектра. Из-за недостаточной мощности и небольших ресурсов, а также накаливания фар до 3200К, этот тип автомобильных ламп используется только в ретроавтомобилях. А в современных автомобилях он используется для освещения салона и приборной панели.

Галогенные

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

Модификация ламп накаливания, заключающаяся в том, что вместо вакуума в колбу закачивают галогениды брома и йода. Эти галогены предотвращают прилипание частиц испаренного вольфрама к внутренней части стекла. Активно перемещаясь внутри колбы, эти частицы падают обратно на нить накала и под воздействием температуры припаиваются к ней. Следовательно, происходит частичная регенерация вольфрамовой спирали. Процесс еще не бесконечен, поскольку испарившиеся частицы оседают хаотично, образуя участки неравномерной толщины, что в конечном итоге приводит к сгоранию проволоки в тонких пространствах. Для фар, помимо однониточных ламп, используются двухниточные лампы, в которых спирали расположены таким образом, что одна служит для ближнего света, а вторая — для дальнего света.

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

Помимо вдвое большего рабочего ресурса, галогены светят вдвое ярче обычных ламп накаливания, и аналогичный автомобильный свет широко используется и по сей день.

Газоразрядные

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

В конце прошлого века галогенные лампы частично заменили ксеноновыми. В отличие от своих предшественников, эти устройства работают по принципу дугового разряда в газовой среде. Колба этих ламп сделана из прочного кварцевого стекла, в колбу закачан газ ксенон и с двух сторон приварены два вольфрамовых электрода с инварными прокладками. При подаче напряжения на электроды между ними возникает разряд с испусканием световых фотонов. Поскольку ксенон сам по себе образует столб светящейся плазмы только возле катода, в лампы накаливания автомобильных ламп добавляются соли ртути, натрия и скандия. За счет этого основной световой поток формируется из паров соли и ртути, а ксенон используется для первоначального запуска и нагрева основных элементов. Свет от таких ламп дает световой поток, с нагревом до 6000 К. Именно эти характеристики так привлекают автовладельцев, но для запуска и работы отвода газов требуется специальный блок питания.

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

Схема подключения.

Для фар, где раздельная оптика не предусмотрена, используются биксеноновые лампы — те же ксеноновые лампы, но установленные в специальном механизме, регулирующем фокусное расстояние и направление бликов. Фары, не имеющие такого механизма, лишены возможности переключения из режима ближнего света в режим дальнего света с помощью ксеноновых ламп.

Светодиодные

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

Следующим шагом в эволюции автоматического освещения являются светодиодные лампы. Источником света здесь является кристалл полупроводника, помещенный под люминофорную заливку. Конструкция лампы содержит схему управления и драйвер, необходимые для работы светодиодов. Поскольку светодиодные элементы и драйвер очень горячие, для отвода тепла требуется огромный радиатор. Сами кристаллы размещены с двух сторон в виде следов, имитирующих нити. Верхняя дорожка отвечает за ближний свет, а верхняя дорожка за дальний свет, и обе группы покрыты полусферами, которые отсекают прямые лучи, чтобы не ослеплять встречных водителей. Эти лампы имеют срок службы до 20000 часов и теплоту света практически во всех требуемых диапазонах до 8000 К, что делает их самыми мощными и яркими среди всех аналогов. Основным недостатком светодиодных автомобильных ламп является то, что они не имеют распределения света по всему лучу рефлектора и линзы, как галогенные или ксеноновые лампы. Это приводит к двум проблемам:

  1. Их установка возможна только в строго выверенном горизонте, который не всегда совпадает с конструкцией сиденья в маяке.
  2. Чтобы реализовать весь потенциал таких устройств, необходима оптика и отражатели, изначально предназначенные для светодиодных ламп.

Новейшая разработка на основе светодиодной технологии — лазерные фары. Это нововведение позволило увеличить дальность освещения фар до 600 метров, но слишком узкий световой конус и космические цены на лазеры пока не позволяют новинке в полной мере распространиться на рынке автомобильных осветительных приборов.

Рекомендуется: 7 лучших автомобильных светодиодных ламп

Виды автомобильных цоколей

Чтобы удержать лампу на месте и запечатать лампочку, вам понадобится цоколь с контактами для подключения к источнику питания. В зависимости от многих факторов опоры различаются по форме и размеру элементов конструкции.

С защитным фланцем

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

он тот, кто сосредотачивается. Применяется в фарах, так как штифты на фланце расположены точно по монтажным пазам. Это позволяет добиться одинаковой фокусировки лучей в левой и правой фарах при строгом угле наклона. Устанавливается с помощью болтов или пружины сжатия, расположенной в задней части корпуса проектора. В противотуманных фарах перпендикулярно рефлектору расположена нить накала, газовая лампочка или светодиодная панель. Подключение к контактам осуществляется через клеммы.

Софитные

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

Они имеют форму предохранителей напряжения. Такое расположение цоколей позволяет устанавливать эти источники света в плоские элементы конструкции. Применяются для освещения номерного знака, приборных панелей, салона, багажника.

Штифтовые

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

Они штыковые. Они похожи на шпильки с резьбой, но функцию резьбы выполняет один или несколько шпилек. Штифты можно смещать по высоте и радиусу. Крепление осуществляется поворотом лампы на 10-15 градусов по часовой стрелке до упора. Металлический корпус основания и один или два сварных шва на конце действуют как контакт. Применяется во всех типах освещения, кроме фары, чаще всего для поворотников, стоп-сигналов, габаритных огней.

Cо стеклянным цоколем

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

Металлических застежек в таком фонаре нет, а удержание в седле происходит за счет крепления пружинным зажимом в патроне. Он подходит для габаритных огней, аварийной сигнализации, освещения приборной панели и везде, где вам не требуется много энергии.

Новые виды цоколей

Поэтому принципиально новых видов соединений, получивших массовое распространение, пока нет. Все, что делают производители, — это модифицируют существующие опции, слегка изменяя форму и расположение крепежа, чтобы привязать потребителя к конкретной компании и услуге в автомобильных сервисах компании. Примером могут служить цоколи Н4, Н7, Н19, в которых практически нет отличий, но установить их в один патрон не получится, так как выступы на фланцах этих ламп различаются по размеру. Есть переходники для некоторых типов подключений, но их использование делает устройство более уязвимым для внешних воздействий.

Видео: на какие конкретно лампы сокращают срок службы производители ламп.

Маркировка и обозначение автоламп

По количеству контактов

В некоторых знаках в самом конце маленькая латинская буква обозначает количество контактов в базе по принципу первой буквы латинского исчисления:

  • т (три) — 3;
  • п (пента) — 5.
  • с (одиночный) — 1;
  • д (дуэт) — 2;
  • q (четыре) — 4;

Примером может служить общая база P45t, где буква t означает, что лампочка питается от трех контактов.

По типу цоколя

Согласно принятому в советское время ГОСТу 2023-88, маркировка светильников не всегда содержит информацию о конкретном типе системы подключения. Например:

  • АМН — автолампа, где буквы МН говорят о миниатюрных размерах;
  • AC — единственный случай, когда буква C обозначает основание софита.
  • AKG — это аббревиатура, означающая, что устройство представляет собой автомобильную кварцевую галогеновую лампу;
  • А — письмо, информирующее только о принадлежности фонаря автомобилю;

С европейским стандартом ECE все немного лучше. Для максимальной информативности всех конструктивных особенностей осветительного прибора здесь уже выделены отдельные обозначения, где:

  • Т — миниатюра;
  • R — стандартный с диаметром основания 15 мм.
  • H — галогенная лампа;

По конкретному типу базы, исходя из европейской маркировки, различают:

  • BAY — байонетный, со смещенными по высоте штифтами;
  • Е — резьбовой.
  • П — фланцевое;
  • W — стекло;
  • БАЗ — байонетный, со смещенными по радиусу и высоте штифтами;
  • БА — байонетный, с симметрично расположенными штифтами;
  • Г — штифт;

Если лампа произведена в США, американские стандарты DOT предусматривают следующие обозначения:

  • НВ4 — однопроволочный ближний свет;
  • D2R, D2S — газовый выхлоп второго поколения.
  • HB1 и HB2 — галогенная лампа с двойной нитью накаливания;
  • НВ3 — одножильный дальний свет;
  • D1R, D1S — выхлоп газовый, первое поколение;

Буквы S и R обозначают зеркальные линзы и оптику.

По цвету

В аббревиатуре цвета лампочки всего одно обозначение — буква Y, от английского yellow, информирующая о желтом цвете лампы, например, WY5W.

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

Все остальные изменения указываются компанией непосредственно в названии модели устройства, например Whitebeam III, CoolBlue и так далее

Таблица совместимости цоколей и автомобильных ламп

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

Кроме того, в лампах H и HB каждый тип имеет соответствующие размеры, в которых строго регулируется радиус колбы и цоколя. Размеры указаны на изображении.

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

Это означает, что светодиодные аналоги с аналогичной маркировкой в ​​идеале тоже имеют соответствующие размеры в миллиметрах. Некоторые китайские версии с такими же обозначениями могут не совпадать с сиденьем и могут даже не подходить к корпусу фары, если оптика приближена к заводской лампе, а аналоговая лампочка длиннее пары миллиметров.

Оцените статью
Добавить комментарий