Как проверить ксенон

При поиске и устранении неисправностей в системе освещения автомобиля важно изолировать проблему. Для этого необходимо в общих чертах определить, что неисправно: цепь управления, сама ксеноновая лампа или блок зажигания. Для этого необходимо обладать некоторыми диагностическими навыками и иметь определенный набор инструментов и устройств.

Что нужно для проверки

Для полной проверки и ремонта, предлагаемого в этом обзоре, максимальный набор инструментов и приспособлений выглядит так:

  • осциллограф;
  • ремонтопригодный замок зажигания;
  • сварщик с комплектом расходных материалов.
  • мультиметр;
  • ремонтируемая ксеноновая лампа;

Если полного комплекта нет в наличии, можно провести частичную диагностику и неполный ремонт без недостающих позиций в списке.

Варианты самостоятельной диагностики

самостоятельно выявить неисправный элемент ксенонового освещения вполне реально. Для этого не обязательно ехать на заправку. А некоторые операции можно проводить без дополнительного оборудования.

Ксеноновых ламп

В большинстве случаев визуальный осмотр ламп ничего не даст — неисправный элемент выглядит так же, как и исправный.

Как проверить ксенон

Неисправная ксеноновая лампа.

Лампы редко выходят из строя одновременно. Если две фары не загораются одновременно, есть основание предполагать неисправность в цепи управления системой освещения автомобиля. Если один из светоизлучающих элементов выключен, вы можете управлять ксеноновой лампой, переставляя одну фару на другую.

Как проверить ксенон

Диагностика ксеноновых ламп методом замены.

Возможные варианты:

  • на новом месте сработал осветительный элемент и погас тот, который был включен в другой фаре.
  • ничего не изменилось, не загорается лампа, которая раньше не горела;

В первом случае с большой долей вероятности можно говорить о выходе из строя лампы. Проверить это тестером не получится, так как большинство ламп выходят из строя из-за разгерметизации (через микротрещины).

Важно! При перестановке осветительных элементов не прикасайтесь к лампочке руками!

Во втором случае, скорее всего, неисправность в высоковольтном модуле, проводке или цепи управления освещением. Чтобы отсеять цепь управления, можно использовать мультиметр для проверки наличия напряжения 12 В на входном разъеме блока при включении ближнего или дальнего света. Если есть, необходимо искать причину в электронной схеме модуля. В противном случае проблема с элементом управления. На всякий случай можно подавать 12 вольт напрямую от автомобильного аккумулятора (желательно через предохранитель).

Блоков розжига ксенона

Первое, что нужно начать с диагностики блоков зажигания — это визуальный осмотр. Для начала нужно осмотреть корпус электронного модуля. Таким образом можно обнаружить коррозию, окисление, сломанные контакты разъема.

Как проверить ксенон

Окисленные контакты разъема блока зажигания.

Если все в порядке, то нужно открыть корпус электронного устройства и осмотреть плату на наличие:

  • прерывания следов или выводов радиоэлементов;
  • коррозия или окисление ;
  • другие подозрительные признаки.
  • следы влажности;
  • сгоревшие или сгоревшие электронные компоненты;

Как проверить ксенон

Блок розжига подвергается воздействию влаги.

При наличии таких проблем есть все основания полагать, что причина неисправности именно в блоке зажигания. Но если визуально все в порядке, гарантии работоспособности агрегата все равно нет. Требуется дополнительная проверка.

Самый безопасный способ управления высоковольтным блоком зажигания ксенона — это собрать простой держатель, состоящий из:

  • хорошо известная ксеноновая лампа.
  • источник напряжения 12 вольт достаточной мощности (можно использовать адаптер питания или автомобильный аккумулятор);

Как проверить ксенон

Ксеноновый стенд.

Если подать на блок зажигания 12 вольт (помня, что на выходе электронного модуля есть опасное напряжение и соблюдая все меры предосторожности !!!), то при исправной работе лампа загорится, но если она выйдет из строя, Он не будет. Если в этом держателе используется заведомо исправный блок зажигания, можно проверить работоспособность ксеноновых осветительных элементов.

Как проверить ксенон

Ксеноновый стенд с делителем напряжения.

Если нет исправной лампы, можно попробовать измерить напряжение на выходе блока зажигания. Вряд ли в домашней мастерской есть прибор, способный измерить напряжение 25000 вольт, но вы можете попробовать снизить измеряемое напряжение с помощью резистивного делителя. Чтобы получить приемлемое для измерений напряжение 250 вольт, необходимо взять 1/100 от исходного напряжения. Сопротивление верхней (тушащей) части цепи можно принять от 5 МОм (квадрат от разных 0,5..1 МОм), а нижнего — 51 кОм. Проблема в том, что такое высокое напряжение подается на очень короткое время и устройство (будь то цифровое или циферблатное) может не успеть среагировать из-за инерции.

Вместо вольтметра можно попробовать взять лампу накаливания на 250 вольт или светодиод с подходящим токоограничивающим резистором и попытаться обнаружить вспышку. Здесь есть место для экспериментов, но безопасность превыше всего!

По теме: Рейтинг автомобильных ламп H4

Как правильно ремонтировать

Ремонт ксеноновой лампы, имеющейся самостоятельно, сводится к тщательному удалению пыли и грязи с цоколя. Если это не помогает, элемент необходимо утилизировать и заменить.

Если вы обнаружите, что в кожух блока розжига попало значительное количество влаги, также лучше заменить модуль. Работа в таком состоянии часто приводит к ослаблению изоляции высоковольтной части (трансформаторы, разъемы и т.д.). Хотя после ополаскивания большим количеством спирта, тщательной просушки, пропайки всех соединений и дублирования проржавевших реек платы высоковольтный модуль можно оживить, дни его сочтены. Пропадание тока из-за ослабленной изоляции приведет к снижению напряжения, и этот процесс будет только развиваться. Через некоторое время блок полностью умрет. Поэтому при установке ксенона самостоятельно нужно тщательно выбирать место для крепления электронного оборудования.

Если во время диагностики обнаруживаются перегоревшие детали или узлы с явными следами перегрева, их необходимо заменить.

Причиной выхода из строя одного элемента могла быть неисправность другого, которая внешне не видна. Поэтому замена явно неработающего компонента не гарантирует восстановления работоспособности модуля.

Дальнейший ремонт можно произвести, если у вас есть определенная квалификация, схема для существующего высоковольтного модуля (можно поискать в интернете) и, по крайней мере, осциллограф.

Как проверить ксенон

Схема замка зажигания на микросхеме TL494.

Большинство агрегатов построено по схожему принципу: генератор импульсов управляет ключами, которые создают импульсный ток в первичной обмотке трансформатора. Повышенное напряжение снимается со вторичной обмотки и поступает на трансформаторы второй ступени, чтобы сформировать импульс зажигания. Пример устранения неисправности и ремонта можно разобрать на общей схеме высоковольтного модуля, построенного на микросхеме TL494.

В первую очередь нужно проверить наличие напряжения 12 вольт на выводе 12 микросхемы. Если он отсутствует, необходимо прозвонить цепь питания от входного разъема до ножки микросхемы. Если все в порядке, осциллограф должен проверить наличие импульсов амплитудой около 12 вольт на выводах 9 и 10 микросхемы. Если их нет, то нужно искать причину (возможно, вышла из строя микросхема).

Далее необходимо проверить прохождение импульсов на затворы транзисторов Т5, Т6, а затем на выводы 1 и 3 импульсного трансформатора TR1. Если все в порядке, то дальнейшую диагностику проводить не нужно — необходимо будет провести замеры в высоковольтной части. Это может вызвать повреждение мультиметра или осциллографа — их входные цепи могут быть не предназначены для измерения высоких напряжений. Если импульсы присутствуют и привод неисправен, в качестве жеста отчаяния можно:

  • проконтролировать целостность обмоток всех импульсных трансформаторов.
  • проверить все полупроводники подряд (транзисторы, диоды);

Это нужно делать при отключенном питании. При обнаружении дефектных полупроводников или элементов обмотки их можно заменить. Транзисторы или диоды можно приобрести в магазине. Зарубежные аналоги (иногда проще найти) отечественных полупроводниковых элементов, входящих в схему, указаны в таблице.

Элемент Аналоговый
КТ819Г BDX77, TIP41C
КТ3102Е 2N5088, 2N5089, BC184B
КТ3107 BC446, BC557
KD521 1N4148
KD213 VS-MUR1520 (функциональный аналог)
1N4007 1N2070, 1N3549

с трансформаторами сложнее, но их можно взять с заведомо бракованного блока-донора. Высоковольтные трансформаторы перематывать не стоит — элементы ручной работы наверняка будут хуже промышленных, в том числе по качеству изоляции. Если ничего не помогает, диск необходимо заменить.

Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов.

есть возможность самостоятельно диагностировать состояние исправности элементов ксеноновой системы освещения. При наличии квалификации возможен и частичный ремонт, но не забывайте о наличии высокого напряжения в системе. Лучше всего как можно скорее заменить потенциально ненадежные элементы — безопасность должна быть превыше всего.

Оцените статью
Добавить комментарий