Проверка диодного моста мультиметром (прозвонкой)

Диодный мост есть почти в каждом элементе оборудования, и его выход из строя — очень частая причина выхода из строя электронного устройства. Проверка и замена диодного моста в мастерской — неоправданно дорого. Однако вы можете самостоятельно выявить неисправность выпрямительного блока и при необходимости отремонтировать или заменить мост самостоятельно с минимальными затратами. Для этого нужно знать, как проверить диодный мост. Именно эту задачу мы постараемся решить сегодня.

Содержание: 1. Что такое диодный мост и что внутри 2. Как найти диодный мост на плате 3. Как проверить диодный мост 4. Проверить диодный мост автомобильного генератора 5. Техника безопасности

Что такое диодный мост и что у него внутри

Прежде чем приступить к проверке диодного моста, необходимо выяснить, что такое диодный мост и из чего он состоит. Мост — это схема, состоящая из четырех специально соединенных диодов, которая используется для преобразования переменного напряжения в постоянное. Такая схема используется практически во всем сетевом оборудовании — ведь практически всей электронике для питания требуется постоянное напряжение, а в сети оно переменное. Но для начала разберемся, что такое диод и какими свойствами он обладает.

Диод и принцип его работы

Диод — это двухэлектродный полупроводниковый прибор, способный проводить ток только в одном направлении. Его часто называют так: полупроводник. Если вы включите полупроводник в цепь постоянного тока с анодом на положительной клемме источника питания, ток будет течь через него. Если он отрицательный, в цепи не будет тока. Во втором случае говорят, что диод закрыт. Теперь подключим наш полупроводник к цепи переменного напряжения.

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Выпрямление переменного напряжения с помощью полупроводников

Из рисунка хорошо видно, что полупроводник прошел положительную полуволну и пересек отрицательную. Если включить с другой полярностью, положительная полуволна будет обрезана.

Чем диодный мост лучше диода

Теоретически, используя всего один полупроводник, вы можете преобразовать переменное напряжение в постоянное. На практике на выходе будет получаться очень пульсирующее напряжение, не подходящее для питания электронных схем. Но если включить несколько диодов определенным образом, лишнюю полуволну можно не отрезать, а буквально перевернуть вверх ногами. Теперь взгляните на диаграмму ниже:

  

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Диодный мост по схеме Гретца

С положительной полуволной работают диоды с номерами 1 и 3: первый проходит больше, второй — минус. Полупроводники 2 и 4 в это время заблокированы и не участвуют в процессе: приложено обратное напряжение и сопротивление их pn-переходов велико. При отрицательной полуволне включаются диоды 2 и 4. Первый перенаправляет отрицательную полуволну на положительный выход, второй служит минусом. В этой фазе блокируются устройства 1 и 3. Следовательно, отрицательная полуволна не исчезает, а просто меняет направление:

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Результат работы мостового выпрямителя

Итак, с помощью трех дополнительных полупроводников мы удвоили эффективность шлифования. Конечно, выходное напряжение все еще пульсирует, но сглаживающий конденсатор относительно небольшой емкости может легко справиться с такой пульсацией.

Как найти диодный мост на плате

Прежде чем вы сможете прозвонить диодный мост, вы должны сначала найти его на плате. Для этого, конечно, нужно знать, как это может выглядеть. Его внешний вид зависит от типа корпуса. Выпрямители могут состоять из четырех отдельных полупроводников, припаянных бок о бок, или диодов, собранных в одном корпусе. Такое сборное устройство называется выпрямительным узлом. Вот всего несколько видов таких сборок:

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Внешний вид выпрямительной диодной сборки

Несмотря на обилие форм, интегральный диодный мост распознать несложно. Как вы заметили, это четырехконтактный, и два его контакта отмечены знаками «+» и «-». Это выход выпрямителя. На входные контакты подается переменное напряжение, поэтому они обозначаются символом «~», буквами «AC» (сокращение от «переменного тока») или могут не отображаться вообще.

Диодный мост располагается рядом с проводами питания переменного напряжения: от трансформатора или для переключения источников питания непосредственно от розетки (шнура питания).

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники Задайте вопрос специалисту. Как правило, рядом с выпрямителем ставят шлифовальный электролитический конденсатор — такая бочка довольно большая.

На следующих рисунках мосты выпрямительных диодов отмечены зеленой стрелкой:

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Примеры расположения выпрямительных диодных групп и мостов на дискретных элементах

Как проверить диодный мост

Проверить диодный мост можно двумя способами:

  1. С помощью тестера (мультиметра).
  2. С лампочкой.

Первый способ, конечно, предпочтительнее — он очень точный и безопасный для диодного моста. Но если есть проблемы с мультиметром, можно использовать лампу от фонарика и аккумулятор на напряжение 5-12 В.

Теперь, если диодный мост обнаружен, в первую очередь необходимо провести внешний осмотр всей платы устройства. Элементы должны быть естественного цвета, их нельзя обугливать или разрушать. Осмотрите место сварки и целостность дорожек — важно, чтобы ничего не сварилось и не лопнуло. При этом внимательно осмотрите электролитические конденсаторы (те самые бочки). Они тоже должны быть в порядке: не повреждены и не опухли. Если конденсатор разбухает или взрывается, его необходимо испарить — его все равно нужно будет заменить, чтобы не мешать измерениям.

Если конденсатор взорвался, после его снятия необходимо тщательно промыть всю плату спиртом. Рассеянные части конденсатора представляют собой электролит, который не только проводит ток, но и обладает свойствами кислоты.

Прозвонка диодного моста при помощи тестера

Теперь перейдем к проверке, или, как говорится, целостности диодного моста, которую часто приходится выполнять в два этапа:

  1. Предварительный состав на месте.
  2. Точный контроль.

Первый каскад удобен тем, что диодный мост нельзя распаять, а можно управлять прямо в схеме. Второй способ более трудоемкий, но в случае выхода из строя первого варианта поможет провести точную проверку.

Для работы нам понадобится тестер: стрелочный или цифровой. В первом случае прибор должен уметь измерять сопротивление, во втором он должен иметь режим проверки полупроводников. Этот режим обозначается значком диода:

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

диодный мост можно проверить только в этом положении переключателя

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию промышленного электрического и электронного оборудования Спросите специалиста Никогда не проверяйте полупроводниковые приборы цифровым тестером в режиме измерения сопротивления. В этом режиме почти все эти устройства измеряют переменным током, и целостность полупроводников ничего не покажет.

Прозвонка диодного моста на месте

Затем переводим стрелочный прибор в режим сопротивления при пределе измерения около 1 кОм, включаем цифровой для проверки диодов. Напомним схему диодного моста:

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Электрическая схема диодного моста

Ваша задача — заставить звучать каждый из диодов, подключив к нему щупы тестера, сначала в одной, а затем в другой полярности. Как видно из схемы, добраться до каждого диода в отдельности несложно, нужно лишь подобрать подходящие монтажные ножки. Если выпрямитель установлен на отдельных полупроводниках, проблем нет: просто прозвоните по каждому, касаясь клемм щупами устройства.

Что говорят замеры после состава? Для каждого из отдельных полупроводников результат измерения должен быть следующим: в одном направлении тестер показывает небольшое сопротивление (значение порядка 200-700 Ом), в другом его невозможно прозвучать — прибор показывает «бесконечность».

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники. Спросите у специалиста. Ведь цифровой тестер в режиме проверки диодов показывает не сопротивление цепи, а величину падения напряжения на открытом диоде. Это очень важно для измерения параметров полупроводников, но отнюдь не обязательно для непрерывности. Поэтому алгоритм работы с любым типом тестера одинаковый, а падение напряжения можно принимать не менее на милливольт, не менее на Ом.

Если вам сложно самостоятельно рассчитать каждый из диодов на основании выводов, посмотрите изображение ниже, на котором на примере диодной сборки GBU25M показана целостность цепи.

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Обрыв диодного моста с помощью мультиметра

Обратите внимание, что цифры на экране тестера, показанные на рисунке, условны. Падение напряжения на диоде и его сопротивление могут варьироваться и зависеть от типа полупроводника и его рабочего напряжения.

Точная проверка

Если результаты ваших измерений совпадают с описанными мною, диодный мост можно считать полезным. Но если что-то пошло не так, и вы не получили желаемых результатов, диодный мост нужно будет выпарить и дважды проверить. Дело в том, что в большинстве схемных решений предусмотрена «обвязка» выпрямителя дополнительными элементами: конденсаторами, фильтрами, катушками и т.д. Все это может исказить измерения, и вы просто не увидите, почему и что не так.

Включаем паяльник и припаиваем диодный мост. Если он состоит из отдельных диодов, достаточно снять припой только с одной стороны, приподняв по одной ножке каждого диода над платой. Теперь сделайте еще одно измерение. Техника такая же, как и в первом случае: заставляем каждый из диодов звучать в обоих направлениях, меняя полярность подключения щупов прибора.

Если и сейчас показания прибора не соответствуют норме, можно с уверенностью сказать, что неисправна сборка или отдельный диод. При высоких значениях сопротивления в обоих направлениях измерения, переход диода перегорел, это разрыв цепи. Звонит в обе стороны — диод сломан, закорочен. Если диодная сборка сломана, ее нужно будет заменить полностью. Если диоды разделены, достаточно заменить неисправный прибор на такой же.

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию промышленного электротехнического и электронного оборудования Задайте вопрос специалисту В Интернете полно запросов типа «как проверить диодный мост индикаторной отверткой». Отвертка индикаторная, точнее индикатор напряжения, предназначена совсем для разных целей, и проверять с ее помощью диоды не только бесполезно, но и опасно!

Прозвонка моста индикаторной лампой

Если в вашем распоряжении не оказалось мультиметра, можно подручными средствами проверить диодный мост — лампочку и аккумулятор. Вам понадобится аккумулятор или кассета с несколькими пальчиковыми батареями с общим напряжением 5–12 В и маломощная лампа накаливания с примерно таким же напряжением питания, что и аккумулятор.

Лампу нужно брать с минимальной мощностью, чтобы не сгорел диод чрезмерно большим током. Например, подойдет лампочка карманного фонарика малой мощности. Если в качестве аккумулятора используется аккумулятор на 12 В, лампочка в приборной панели или габаритных огнях («габаритные огни») также будет работать»).

Вы, конечно, помните, что диод проводит ток в одном направлении, поэтому взгляните на две схемы, которые я предложил:

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Схема проверки диодов с помощью лампы накаливания

На схеме слева диод включен в прямом направлении и ток проходит — лампа должна включиться. На рисунке справа диод включен в обратном направлении и ток не течет: лампа гаснет. Есть идея? Поднимите тестер и щупами А1 и А2 прозвоните диодный мост, ориентируясь не на экран мультиметра, а на лампу. Вкл — малое сопротивление, выключено — большое. В этом весь фокус.

Проверка диодного моста генератора автомобиля

Если у вас есть машина, вам наверняка будет интересен этот раздел статьи. Выход из строя автоматического генератора — серьезная проблема, решение которой стоит больших денег. Но даже здесь причиной поломки может стать неисправность диода выпрямительного моста, который установлен в генераторе. Это означает, что вы можете попробовать устранить проблему самостоятельно. Давайте посмотрим на упрощенную схему генератора:

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Схема диодного моста автомобильного генератора

Перед вами такой же диодный мост, только трехфазный, с шестью, а не четырьмя диодами. Значит, позвонить ему будет несложно!

Далее разбираем генератор и снимаем диодный мост, который выглядит так:

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Автомобильный генератор диодный мост

Я обозначил силовые диоды зелеными стрелками, но есть еще три вспомогательных, они отмечены красными стрелками. Будем звонить и тем, и другим — все на виду и легко доступно.

Вымойте обувь в бензине, чтобы удалить грязь и масло, которые могут быть причиной проблемы. Когда мост высохнет, начните зондировать каждый диод, используя технику, описанную выше. Для работы можно использовать как мультиметр, так и габаритный фонарь в комплекте с автомобильным аккумулятором.

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию промышленного электрического и электронного оборудования Спросите специалиста Диоды на разных подковах выглядят одинаково. У некоторых действительно есть анод на центральном выходе, у других есть катод. Это сделано для того, чтобы диоды можно было разместить на подкове, которая одновременно служит радиатором, без изолирующих прокладок.

Техника безопасности

Подавляющее большинство современного оборудования имеет импульсные источники питания высокого напряжения. Это означает, что диодные мосты внутри них работают под напряжением до 300 В. Поэтому перед началом измерения отключите прибор от сети и, прежде всего, разрядите электролитические сглаживающие конденсаторы, которые могут «держать» опасный заряд на всю жизнь часами. Для наглядности я пометил их красными стрелками:

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Плата блока питания ПК с диодным мостом и сглаживающими конденсаторами 

Для их разрядки замкните кабели конденсатора на одну секунду отверткой, удерживая ее за изолирующую ручку. В противном случае вы не только сожжете мультиметр, но также можете подвергнуться смертельному напряжению.

И последний совет: после ремонта устройства не спешите подключать вилку к розетке. Сначала подключите его через лампу накаливания мощностью 150-200 Вт, при правильном выполнении лампа почти не загорится. Лампа сигнализирует о неудачном ремонте ярким светом на полную мощность, указывая на короткое замыкание.

Выполняя всевозможные коммутации сетей, берегите глаза. Многие элементы импульсных блоков питания при неудачном ремонте способны взорваться не хуже осколочной гранаты. А разрыв электролитического конденсатора, как я уже писал выше, грозит огромным разлетом не только алюминиевых осколков и бумажек, но и брызгом кислоты.

Итак, вы узнали, как проверить состояние диодных мостов. Надеюсь, что в будущем эти знания будут вам полезны и сэкономят не только деньги и время, но и нервы. Интересно провести самостоятельную диагностику электронного устройства, а затем отремонтировать его. Это неправда? Напишите свой ответ в комментариях

Проверка диодного моста мультиметром (целостность)

Оцените статью
Добавить комментарий