Схема и принцип работы поворотников

Поставка указателей поворота предусмотрена пунктами 8.1 и 8.2 Правил дорожного движения. Включайте указатели поворота не только перед поворотом и сменой полосы движения, но и перед началом движения или перед остановкой на краю проезжей части. Несоблюдение этих правил может привести к аварии, поэтому за невключение указателей поворота налагается штраф (ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ). Водитель обязан следить за техническим состоянием системы указателей поворота. Для этого полезно знать его структуру.

Принцип работы поворотников

Указатели поворота (поворотники) — обязательная часть светотехники любого транспортного средства. На каждом транспортном средстве они должны быть установлены с обеих сторон, спереди и сзади (на прицепах — только сзади) и являются оранжевыми фонарями (в некоторых странах допускается красный цвет). Перед началом маневра (расстояние или точное время дорожного кодекса не регламентируется) водитель должен включить эти фонари со стороны, где будет совершаться поворот (помимо функции индикации смены направления движения) движения, поворотные огни обеспечивают аварийный сигнал).

Огни должны мигать. Это требование связано с особенностями восприятия человека: лучше отмечать не интенсивность (яркость) сигнала, а его изменение. Таким образом, мигающий свет быстрее привлекает к себе внимание, даже если он виден периферическим зрением. К тому же его сложнее спутать с габаритными огнями или другими осветительными приборами. Прерывистое освещение в большинстве современных автомобилей обеспечивается электронными компонентами, которые включают в себя другие рабочие функции. В машинах, разработанных в прошлом (и в большинстве из них), функция мигания обеспечивается релейными переключателями.

Как правильно должно работать реле

Основное требование к реле-переключателю — генерировать прерывистый электрический сигнал с частотой 30-12 Гц для обеспечения указателей поворота лампам. Также желательны дополнительные возможности:

  • формирование звукового сигнала для аудиоконтроля состояния зажигания указателей поворота.
  • проверка сигнальной лампы на панели приборов;
  • контроль исправности проводов фонарей фонарей;

В выключателях, построенных на электромагнитных реле, звук получается сам по себе: при работе возникают характерные щелчки. В реле на твердотельных ключах для этой функции предусмотрены дополнительные элементы.

Схемы подключения поворотников на автомобиле

В первых массовых автомобилях СССР, а также в иномарках тех лет выпуска система переключения поворотников была основана на электромагнитных тепловых реле РС57 или им подобных. Такое реле включается в обрыв провода, идущего к указателям поворота. Лампы (6 из которых установлены на автомобиле) соединены параллельно в две группы по три лампы. Реле включает в себя термочувствительный элемент, который последовательно соединен с нитями накала лампы. По этой цепи протекает ток, нагревая нихромовую проволоку, которая циклически растягивается при нагревании и укорачивается при охлаждении. Это обеспечивает плавное замыкание и размыкание цепи питания лампы. Если лампа перегорела, ток уменьшается, частота миганий увеличивается. Это служит признаком выхода светильника из строя.

Важно! По этой причине РС57 проблематично использовать в связке со светодиодными поворотниками. Снижение энергопотребления будет воспринято как чрезвычайная ситуация.

Схема и принцип указателей поворотов

Релейный переключатель PC57.

также есть возможность подключить контрольную лампу. Он установлен на панели приборов и повторяет состояние указателей поворота. Реле РС410 работает по тому же принципу, но не имеет отдельного выхода для контрольной лампы.

Схема и принцип указателей поворотов

Схема подключения РС57.

Недостатки переключателя — небольшая продолжительность и высокий уровень нагрева при работе. Следовательно, реле не может переключаться длительно и на нем невозможно создать тревогу — устройство быстро выйдет из строя. Поэтому в самых современных автомобилях используется электронное реле — РС590 или его аналоги. Было выпущено несколько модификаций этого устройства.

Реле Функциональность приложения
RS590 Для автомобилей с прицепами
RS590B Для автомобилей без повторителей боковых указателей поворота
RS590K Для автомобилей без прицепа
PC590E Для автомобилей «Москвич-2140» с двухрежимной сигнализацией: при включении габаритов (в темноте) яркость поворотников снижается
RS590I Для автомобилей «Москвич-2140» с двухрежимной сигнализацией и прицепом
RS590P Для прицепов

Схема и принцип указателей поворотов

Релейный переключатель РС590.

выпускалась также серия реле РС951 для автомобилей с бортовой сетью 24 В.

Схема и принцип указателей поворотов

Схема переключения РС590.

С развитием ассортимента электронных компонентов прорывные реле начали строить на новой основе, и количество разновидностей увеличивалось как лавинообразно. Так, одно из руководств по устройству и ремонту автомобильных электронных устройств, изданное в 2003 году, содержит более 30 типов переключателей. Их структурная схема такая же:

  • сервисные схемы (контроль состояния лампы и т д).
  • главный генератор;
  • усилитель мощности (реле или транзистор);

Все устройства подключены к бортовой сети через блок сигнализации. Генерируемые импульсы отправляются на лампы через переключатель указателей поворота. Например, схема поворотников на реле 495.3747 показана на схеме автомобиля ВАЗ-2110.

Схема и принцип указателей поворотов

Схема управления поворотниками автомобиля ВАЗ-2110 на базе переключателя 495.3747.

Коммутатор выполнен на базе микросхемы UR1101HP32 (полный аналог ASXP193, функциональный аналог U2043 TEM1C).

Схема и принцип указателей поворотов

Релейный переключатель 495.3747.

Схема подключения указателей поворота через электронное реле варьируется от автомобиля к автомобилю; Для проверки работоспособности и замены неисправных элементов необходимо провести анализ электрооборудования конкретного автомобиля.

Рекомендуется для отображения: простое двухсекционное реле.

Распиновка реле поворотов

Расположение выводов реле РС57 показано на рисунке. На клемму B подается напряжение 12 вольт от бортовой сети автомобиля, с клеммы SL поступает сигнал на лампы. Контрольная лампа подключена к клемме KL.

Схема и принцип указателей поворотов

Распиновка реле РС57.

Маркировка PC950 нанесена прямо на корпус. Иногда из-за слоя пыли или грязи символы не читаются. В этом случае необходимо очистить корпус устройства.

Схема и принцип указателей поворотов

Распиновка переключателя PC590.

Современные реле указателей поворота могут иметь разные распиновки, но производители все еще ищут единый стандарт (с разной степенью успеха). Распиновку для таких устройств лучше всего проверить в справочниках.

Схема и принцип указателей поворотов

В качестве примера показано расположение выводов на переключателе указателей поворота 495.3747.

По результатам одного из опросов, проведенных ГИБДД, причиной около 20% дорожно-транспортных происшествий стало отсутствие указателей поворотов. Поддержание указателей поворота в исправном состоянии и их использование в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, снизит вероятность аварии примерно на указанную цифру.

Оцените статью
Добавить комментарий