Виды сценического оборудования и его применение

Содержание
  1. Назначение сценической подсветки
  2. Варианты освещения
  3. Освещение одним источником света
  4. Освещение несколькими источниками света
  5. Виды сценического освещения
  6. Приборы точечного света
  7. Приборы рассеянного света
  8. Приборы для создания светоэффектов
  9. Звуковое оборудование
  10. Механическое оборудование
  11. Видеопроекционное оборудование
  12. Освещение исполнителей, декораций и зрительного зала
  13. Примеры освещения
  14. Виды световых приборов для сцены
  15. Управление сценическим освещением
  16. Как настроить освещение на сцене
  17. Метод 1 из 3: Оценка места проведения
  18. Метод 2 из 3: Учитывания типа события
  19. Метод 3 из 3: Настройка освещения
  20. Как выбрать угол падения света
  21. Как совмещать разные углы сценического освещения
  22. Что надо учесть при создании схем сценического освещения
  23. Советы
  24. Предупреждения
  25. Подходы к использованию светильников
  26. Кого и что необходимо освещать
  27. Заключение

Назначение сценической подсветки

 Сценическое освещение очень мощное, это искусственный свет, который играет ведущую роль не только в театре, доме культуры, но и на сцене школьного актового зала. Все параметры реализуются с помощью светильников, прожекторов и софитов. Главным фактором качества освещения считается угол направленного потока света. Для процесса сценического освещения важны некоторые правила:

  • освещение – это часть действия, которая подчеркивает ключевые события выступления, управляет вниманием людей, сидящих в зале;
  •  схема размещения светового оборудования зависит от направления конкретного мероприятия и тщательно планируется заранее; 
  •  количество оборудования выбирают согласно, поставленной задачи и размеров конкретной сцены. Для значительных площадок монтируется многоуровневые конструкции подсветки;
  •  для мероприятия режиссер и сценограф разрабатывают влияние света на действие; заранее отрабатывают несколько вариантов;

Важно: Выступление эстрадного певца или танцевального коллектива отличается коренным образом, в том числе светом.

Варианты освещения

Всё освещение сцены подразделяется по виду, расположению и мощности ламп, а также количество зависит от габаритов концертного зала. Рассмотрим подробнее существующие варианты.

  • статическое – используют во время концертов, театральных постановок, для полноценного восприятия действия. Данный вид подчеркивает отдельные части сцены, актерскую игру, образы, созданные с помощью костюма и грима, а также декорации. 
  • динамическое – используют как элемент шоу, подходит для веселых конкурсов или для яркого оформления перерывов между номерами. Внимание зрителей переключается, согласно сценарию мероприятия.
  • фоновое – это прожекторы, которые используются для заливки пространства, чтобы отсутствовали тени.
  • декоративное – это световые экраны для сцены, использование лазерных цветных светильников. Цвета на сцене двигаются в такт музыке, с помощью оборудования.
  •  спецэффекты создаются специальным стробоскопом, который предназначен создавать световые эффекты, переходы цвета, подвижные рисунки, лазеры и зеркальные системы.

Важно: Приборы для создания креативных эффектов предназначены только для того, чтобы создавать цветные шоу, а выступающих не освещают.

 Световая аппаратура, многообразна и важно, выбирать правильный вариант подсветки, когда основных углов падения луча будет несколько. Разработано нескольких видов монтажа, а каждый из них требует конкретного оборудования.

Схема освещения.

  • верхнее — представляет собой прожекторы или софиты, установленные в несколько рядов над пространством сцены. Разделяются условно на первый, второй, третий план;
  • боковое – это оборудование, устанавливается по бокам от кулисы на портальные галереи.
  • выносное − освещение по краю сцены бывает расположено по переднему периметру сцены, а также на осветительных балконах.
  • горизонтное – это специализированный задник полукруглой формы, подчеркивает «видимый горизонт» из портера.
  • специальное – театральное освещение, имитирует источники натурального огня, например костёр или свечи, изготавливают к спектаклю.

 Важно: Монтаж светового оборудования для театральной постановки или симфонического концерта выполняют в соответствии с проектом сценографа, соблюдая все правила техники безопасности.

Верхнее освещение.
Верхнее освещение.

Освещение одним источником света

Самый сложный для творческой реализации вариант освещенности представлен одним источником. Подходит для выступления солиста или чтеца. Реализовать задачу можно при расположении светильников на большом расстоянии от сцены. Следует правильно выбрать мощность прибора, чтобы исполнители на сцене были в комфортном луче света.

Поток из одного софита не используют для перемещения света или акцентирования на определенных участках. Такой вид подсветки подходит для оборудования актового зала учебного заведения. Следует помнить, что от размера светильника зависит яркость тени. Маленький прожектор даёт самую контрастную тень.

 Важно: Некоторые цвета на сцене под воздействием искусственного света меняют оттенок, поэтому необходимо проводить репетицию в сценических костюмах.

Освещение несколькими источниками света

Как правило, на мероприятии используют сразу несколько источников света одновременно. При правильно поставленной задаче и наличии оборудовании легко решается на концертах. Оборудование устанавливают, так чтобы охватить несколько планов, каждый из которых требует наличия разных систем прожекторов. Использование нескольких типов светильников позволяет работать в пределах схемы действия на сцене.

Схема освещения сцены.

Подвижность, мобильность современных приборов, дистанционное управление, разнообразие ламп, позволяет воплотить идею сценографа, а каждое мероприятие сделать уникальным для зрителя конкретного жанра. Для этого стоит использовать одновременно много светильников, смело комбинировать осветительные модули, использовать направление потока света в пространстве.

 Всё пространство сцены делят на части — участки, за каждым из которых закрепляется оборудование и регулируется освещение в соответствии со сценарием. Задний план освещают дополнительно, если требуется создать объём и глубину на сцене.

Для того, чтобы грамотно организовать освещение сцены, необходимо учитывать план реализации проекта, действовать согласно замыслу сценографа, а также наших рекомендаций. Подобрать осветительные приборы и расположить оборудование, таким образом, чтобы мероприятие получилось качественным и незабываемым важно для имиджа организации.

Виды сценического освещения

По назначению световые приборы делят на три типа:

  • дающие точечный свет;
  • создающие размытый свет;
  • отвечающие за световые эффекты.

Приборы точечного света

Такое оборудование используется для освещения узкой области. Выделяют две главные подкатегории приборов.

  • Проекционные прожекторы. Используется специальная оптика, сочетающаяся с различными трафаретами и заслонками. Последние служат для выделения определенных визуальных границ.
  • «Следящие» светоприборы. Освещение, которое «преследует» движущийся сценический объект. Приборы характеризуются узким направленным лучом, формирующим контрастные границы света и тени.

Приборы рассеянного света

Применяются для создания фонового размытого освещения. Приборы бывают движущимися, линейными и статичными. В основе такого оборудования – лампы рассеянного света. Часто их используют в комплекте с параболическими рефлекторами (PAR) – прожекторами с легким металлическим корпусом.
Это один из самых распространенных типов сценического осветительного оборудования. Обычно применяют серии прожекторов, расположенных в разных частях сцены. Лампы рассеянного света классифицируют по величине светового угла. По этому признаку выделяют 4 категории лучей.
Приборы размытого света делят и по:

    • наличию или отсутствию (а также характеристикам) эффектов;
    • мощности;
    • диаметру.

    Приборы для создания светоэффектов

    В основе оборудования – ряд движущихся световых лучей. Комбинация элементов позволяет получать бесконечное количество эффектов. В эту категорию входит много типов приборов. Среди них:

      • сканеры – оборудование для создания перемещающихся цветных лучей; оптика включает пару линз, программно управляемых с помощью электромоторов;
      • гобо – приборы, создающие световые проекции на крупную площадь; для формирования проекции луч проходит через трафарет с определенным рисунком;
      • приборы для создания центральных светоэффектов; оборудование рассчитано на установку над центром сцены и рассеивания света к периферии; используется, в основном, на танцполах (на театральных сценах – реже);
      • «вращающиеся головы» – те же сканирующие устройства, но с подвижным корпусом; отличие от сканеров заключается в динамике всей части, в которую заключена оптика – в сканерах подвижны только зеркала; это делает оборудование более интересным, с точки зрения восприятия;
      • колорченджеры – оборудование для оперативной автоматической смены и смешивания цвета;
      • стробоскопы – предназначены для создания серий импульсных пучков света;
      • приборы «черного света» – рассчитаны на «высвечивание» светлых элементов в темноте; лучи не видны невооруженному глазу, но при отражении от светлых предметов становятся заметными.

      Звуковое оборудование

      Успех сценического мероприятия во многом зависит от качественного звука. В арсенале специалистов не только динамики и колонки. Основные компоненты звукового сопровождения – акустические системы. Они бывают:

        • активные и пассивные; первые используют в портативных системах, вторые нуждаются в дополнительном усилителе;
        • широко- и многополосные; первые включают в себя один излучатель, вторые состоят из серии динамических головок.

        Каждый из вариантов характеризуется наличием плюсов и минусов. Какой использовать в том или ином случае, зависит от конкретной ситуации.
        Профессиональное сценическое звуковое оборудование включает в себя:

          • динамики;
          • усилители;
          • микрофоны;
          • устройства звуковой обработки;
          • микшеры;
          • мониторные колонки и т. п.

          Всё оборудование должно выступать единым ансамблем – для этого нужна сложная коммутация и программное управление.
          Качественный звук достигает самой отдаленной аудитории. Комплекс приборов должен работать так, чтобы обеспечивать отсутствие дребезжания, «аудопровалов», эха и т. п. При оснащении сцены, находящейся в помещении (например, театре), монтаж оборудования выполняют с учетом «глухих» зон, акустических ям и других особенностей зала. Перед размещением электроакустики делают акустический расчет.

          Механическое оборудование

          Визуальное и аудиосопровождение невозможны без механоборудования. Но последнее, как категория, шире, чем просто каркас для «света» и «звука». В категорию входят конструкции, позволяющие оперативно собирать мобильные сцены.
          Сценические комплексы собираются из отдельных компонентов:

            • стоек – опорных деталей;
            • ферм – основных элементов, представляющих собой модульные системы;
            • подиумных и кровельных элементов, формирующих пол и крышу сцены;
            • уголков – деталей, соединяющих фермы и стойки;
            • соединителей – элементов, с помощью которых крепятся прочие компоненты сцены.

            В сценический «набор» также входят транспортировочные кейсы, защитные кабельные пороги и другие составляющие.
            Верхняя механика сцены может состоять из:

              • точечных подъемников;
              • штанкетных крепежей;
              • поворотных шкивов;
              • блоков;
              • лебедок;
              • моторов-редукторов;
              • тросов;
              • систем управления и т. д.

              Видеопроекционное оборудование

              Среди основных типов видеопроекционного оборудования – проекторы, плазменные панели, светодиодные и проекционные экраны.
              Проекторы – устройства для проецирования графики на плоскость. Есть множество вариантов от именитых и не очень производителей.
              Плазменные панели рассчитаны на демонстрацию видео на относительно небольшой площади. Как и в случае с проекторами, у потребителя огромный выбор.
              Светодиодные экраны – шаг вперед относительно «плазмы». Дают возможность показывать картинку на очень крупных сценах.
              Проекционные экраны используются вместе с проекторами. Полотна бывают разных размеров и форм – от небольших до многометровых, от плоских до сферических.

              Освещение исполнителей, декораций и зрительного зала

              Освещение больших залов, например концертных, не может обойтись без:

              • основного. Часто в театрах это массивная хрустальная люстра больших диаметров – она создает богатое светопреломление, благодаря чему все помещение наполняет блеском и создается торжественная атмосфера. Должна быть оснащена подъемно-опускным механизмом и системой дистанционного плавного управления уровнем света.
              • аварийного, запасного освещения от независимого источника питания, например, аварийного светодиодного светильника с аккумулятором;
              • подсветки выходов, пола вдоль стен, ступеней с торца, нумерации кресел.

              Свет приборов по способу распределению делится на:

              • заливочный – для его создания используют светильники, колорченжеры, блиндеры;
              • точечный – создается следящими, безлинзовыми PAR или прожекторами с профилированием луча.

              Основные варианты светового решения:

              • статическое – используется на концертах или во время театральных представлений, когда свет не должен быть основным в восприятии. Статический свет подчеркивает игру актеров, красоту костюмов и декораций или блеск инструментов. Он является неизменным только условно.
              • динамическое, предполагает постоянное изменение света и применяется на шоу, конкурсных программах, в перерывах между номерами для придания оживленности происходящим действиям и переключения внимания зрителя.

              прожекторы для сцены

              Освещение зрительного зала

              Примеры освещения

              Пример 1 освещения театральной сцены: Если используется единственный световой прибор, то для уменьшения теней и их резкости он должен быть очень мощным, с большим по размеру источником света и находиться на значительном расстоянии от сцены.

              При этом изменение направления света будет невозможным так же, как и создание акцентов.

              Если учесть, что пространство сцены условно разделено на области: авансцена (первый план), средняя часть (второй план) и задняя (третий), а также центр и бока, то получается матричная структура состоящая минимум из 9 участков. Для их полного освещения можно использовать любые комбинации освещения – это даст больше возможностей для получения желаемой световой визуализации. Правильной подсветкой заднего плана можно регулировать глубину сцены, сочетание заливочного света и подсветки проводят лучами с размытыми краями, а проекции и подсветки – с резкими контурами.

              Пример 2 двухуровневого освещения зала для проведения конференции или творческих встреч, когда внимание должно быть сосредоточено на предэкранной зоне сцены и зале, так как возможно взаимодействие выступающего с аудиторией:

              • освещение занавеса на первом уровне заливающим светом с двух сторон сцены является обязательным в любом театре, так как убирает тени с кулис от верхнего освещения;
              • на втором уровне находится предэкранная зона – для нее используются 2 прожектора по сторонам и иногда 1 в центре (если есть возможность установки) на глубине 1/3 зала от экрана.

              Основной подход к использованию множественных источников света – это создать световую основу сценического действия, и для отдельных сцен изменять освещение путем добавления источников света.

              Виды световых приборов для сцены

              Самое широкое применение находят прожектора, они имеют мощный световой поток и при этом хорошо создают и точечный и заливочный свет. Могут быть светодиодными и ламповыми.

              Виды прожекторов для освещения сцены зависит от оптической системы:

              • со шлифованной линзой. Чаще всего это однолинзовый с цилиндрическими отсекателями света на выходе – как вариант верхнего освещения.
              • низковольтные с параболическим отражателем – для выделения конкретных элементов;
              • со сферическими отражателями – для первого и второго плана и кулис;
              • профильные с эллиптическими отражателями – подчеркивают рельеф декораций и лица людей;
              • для верхнего освещения чтобы ограничить попадание света в зал оптическую систему дополняют специальными диафрагмами и шторками.

              световое оборудование для сцены

              Театральный прожектор направленного света

              В приборах с линзами можно регулировать фокус луча.

              Все сценические осветительные приборы в зависимости от назначения можно разделить на:

              • динамические – световые «головы», световые пушки для сцены;
              • статические светильники для сцены: прожектор PAR представляет лампу в алюминиевом корпусе, в варианте LEDPAR используются светодиоды, LEDStagebar – это светодиодная планка для подсветки кулис. Основная характеристика: мощность ламп может быть до 1000 Вт.
              • фонового освещения: прожекторы, блиндера – для мощной заливки;
              • декоративные, например световые экраны для сцены;
              • для спецэффектов: стробоскоп предназначен создавать световые импульсы и регулировать их частоту (концерты, вечеринки); лазеры создают прямые лучи и могут создавать рисунки в воздухе; сканер создает быстро движущиеся по площадке узорные лучи с помощью их отражения в своей системе зеркал. В основном такое световое оборудование применяется для освещения дискотек, о чем подробно описано здесь.

              Световые «головы» относятся к интеллектуальным приборам света, так как управляются через отдельный сигнальный кабель пульта управления, их корпус способен вращаться по вертикали на 306 градусов, а по горизонтали на 440. Они являются модификацией сканера с движущимся корпусом и разным светом: точечным, рассеянным или лучевым. «Головы» имеют более широкую область освещения, чем обычные сканеры. Располагают их в центре внизу или вверху сцены.

              прожекторы для сцены

              Световая голова

              С помощью колорченджеров, прожекторов с автоматической сменой цвета, можно быстро менять цвета на сцене, в них возможна и фокусировка луча. Размещение они обычно имеют верхнее и боковое настенное.

              Приборы для спецэффектов не предназначены подсвечивать сцену или актеров. Они создают шоу и кроме типа ламп характеризуются количеством создаваемых картинок.

              Световые приборы также делятся на поддерживающие и не поддерживающие стандарт DMX.

              Управление сценическим освещением

              Для унификации управления приборами освещения разных производителей разработан стандарт DMX передачи данных между контроллерами и оконечным оборудованием. Протокол DMX512 позволяет управлять аппаратурой на большом расстоянии (до 100 метров), так как цифровой сигнал хорошо защищен от помех. Одно устройство может иметь несколько каналов DMX для передачи информации о: цвете, диафрагме, углах наклона или поворотов, скорости движения.

              Аналоговые RGB-контроллеры могут быть:

              • с ПДУ RF – управление освещением на расстояниях до 100 метров без нахождения в зоне прямой видимости. Работает только от собственного радиопульта, что дает возможность использовать одновременно несколько разных контроллеров;
              • с ПДУ и инфракрасным сенсором – дает управление только в прямой видимости до 15 метров, легкое переключение готовых световых программ и взаимозаменяемость пультов;
              • многоканальные предназначены синхронизировать цветовые программы от разных устройств и запоминать эти программы переключения.

              Использование пакетного реле позволяет управлять включением-выключением светового устройства, не поддерживающего стандарт DMX, с помощью DMX-контроллера.

              Диммеры регулируют яркость света светодиодных ламп. К пакетным диммерам в виде электрических розеток подключают PAR прожекторы для сцены.

              Футсвич-контроллер управляет доступом к конкретным опциям устройства с помощью педалей.

              Как настроить освещение на сцене

              Базовое введение по освещению сцены для театров, танцполов, дискотек.

              Метод 1 из 3: Оценка места проведения

              1. Изображение с названием Do Stage Lighting Step 1
                1Знайте свой жанр и простые принципы, которые стоят за освещением в этом жанре. Стандартный спектакль содержит множество диалогов. Способность аудитории понять диалог напрямую связана со зрительной связью с лицами говорящих. Удостоверьтесь, что на лицах актеров фокусируется множество света.
                • Танец – это когда самым важным является движение тела. Самым лучшим будет свет с разных сторон, который подчеркивает плавность движений. Экспериментируйте со светом, который падает со стороны. Пробуйте разную высоту и разные углы.
                • Мюзиклы это объединение обоих жанров, так как в них есть элементы как драмы, так и танца. Обычно принципы обоих жанров объединяют в одном световом дизайне.
                • Концерты — это игра цветов и шаров с эффектами. Часто вы будете использовать прожекторы телесного цвета, которые следуют за выступающими, однако большинство остального освещения будет цветным, движущимся и с эффектами. Думайте о симметрии, смелых цветах и прожекторах типа wash.
              2. Изображение с названием Do Stage Lighting Step 2
                2Оцените место проведения. Это поможет вам определить, сколько нужно прожекторов, и где их можно разместить. Посмотрите на то, где находится освещение. Это натолкнет вас на мысль о том, где можно подвесить ваши вещи. Вы можете разместить освещение на стендах на полу? Или установить вертикальную трубу, и повесить прожекторы с разных сторон?
              3. Изображение с названием Do Stage Lighting Step 3
                3Посмотрите на это, что у вас имеется. В большинстве случаев в местах проведения уже есть базовый набор оборудования. Удостоверьтесь, что вы знаете, что это за оборудование, и что оно делает. Не лезьте в технические дебри, если вы не уверены, что они означают, существует два самых важных различия: Лампы ФРЕНЕЛЯ это светильники типа ‘wash’. У них особые типы линз (называемые линзами Френеля), что заставляет свет иметь размытые края. Это приводит к тому, что они освещают большую площадь. Часто вы можете настроить размер пятна, но край всегда будет размытым. Эти прожекторы, как правило, короче чем ПРОФИЛЬНЫЕ прожекторы. ПРОФИЛЬНЫЕ прожекторы обычно используют, когда вам нужно подсветить что-то конкретное – человека на определенном месте, и т.д. У них есть четкий край. У некоторых есть возможность ‘увеличения’, что означает, что вы можете менять как размер, так и границу света (размытая или четкая). Они обычно длиннее и более тонкие, чем лампы ФРЕНЕЛЯ.

              Метод 2 из 3: Учитывания типа события

              1. Изображение с названием Do Stage Lighting Step 4
                1Подумайте о вашем сценарии, танце, типе музыки или типе концерта. В особенности, подумайте о настроении, атмосфере, местоположении и времени дня в сценарии. Свет может помочь усилить все эти вещи.
              2. Изображение с названием Do Stage Lighting Step 6
                3Рассмотрите, как цвета могут помочь создать настроение и атмосферу. Темно-синий свет для ночной сцены (особенно при использовании сверху или сзади актеров, как ‘наполняющий свет’), желтый для теплых солнечных сцен, и т.д. Вам нужно купить книгу цветовых образцов из любого магазина, где продается оборудование для театров, и выбрать свои цвета.

              Метод 3 из 3: Настройка освещения

              1. Изображение с названием Do Stage Lighting Step 7
                1Решите, куда вы поместите какие прожекторы. Будет неплохим вариантом нарисовать рисунок сцены и любые места, куда вы можете повесить ваши прожекторы. Затем, на основе этого, решите, куда вы хотите поместить ваши прожекторы, куда они будут направлены, какого цвета они будут, и т.д. Если у вас есть средства, вы можете добавить больше стоек, либо использовать оборудование, находящееся на полу. Если в вашем помещении нет достаточного количества прожекторов, посмотрите в сторону компаний, которые могут за плату сдать вам прожекторы в аренду.
                • После того, как вы разместили свои прожекторы, вы также можете настроить контролер DMX. Подключите свет через кабель DMX, и настройте сцену, включая яркость и цвет (который, как вы думаете, будет лучшим выбором для вашего события).
              2. Изображение с названием Do Stage Lighting Step 8
                2Повесьте ваши прожекторы и включите их. Это обычно делается с помощью ДИММЕРНОЙ СТОЙКИ. Диммерные стойки позволяют вам плавно зажигать или гасить огни, используя консоль или пульт управления.
              3. Изображение с названием Do Stage Lighting Step 9
                3Сфокусируйте ваш свет туда, куда вы хотите. У ПРОФИЛЬНЫХ прожекторов есть затвор, который вы можете использовать, чтобы сделать луч квадратным, либо не освещать ненужные части сцены или стен. У прожекторов ФРЕНЕЛЯ есть дополнение, называемое ‘шторками’. Они служат той же цели.

              Как выбрать угол падения света

              Используется  пять основных вариантов расположения и угла наклона светильников по отношению к освещаемой зоне:

              • Горизонтальный — идет прямо и совпадает  с тем, как смотрит зритель.

              • Задний — подсвечивает объект сзади, может быть спрятан за ним.

              • Боковой — исходит со стороны, возможно, из-за кулис.

              • Верхний — расположен на потолке или балке.

              • Рамповый — исходит снизу, иногда буквально из-под ног объекта или перед ним.

              • Верхний передний — совмещенный вариант;

              • Диагональный — уходит в сторону и сверху или снизу.

              DSC_6018 (Копировать).jpg

              Теперь разберем каждый угол и попытаемся понять, какое настроение можно им передать.

              • Плоский свет — это база, такая картинка обычно малоинтересна и служит скорее в качестве служебной.

              • Задний свет дополняет картину, в чистом виде может произвести излишне пугающее или драматичное впечатление, четко выделяя силуэт.

              • Свет сбоку смотрится интересно и непривычно, в обычной жизни практически не встречается.

              • Верхняя засветка будто бы давит, выглядит монументально.

              • Рамповый считает более концертным вариантом и достаточно искусственно выглядит на постановках.

              • Верхний передний создает натуральное освещение, помогает зрителю погрузится и поверить в происходящее.

              • Диагональный образует интересные тени, выражает сакральность или необычность происходящего.

              Teatrsveta_10.jpg

              Как совмещать разные углы сценического освещения

              • Разные углы подсветки раскрывают новые грани объекта или взаимодействуют с образом актера. Можно подобрать драматичный и контрастный прожекторы, расположив их под разными углами для цельного образа. Также разные стороны площадки осветит динамичная светомузыка.

              • Делайте один источник света главным, остальные пусть вторят ему, дополняя общую световую картину. Так получится более выразительно и без мешанины. Не бойтесь ослабить интенсивность вспомогательных ламп. Главный прожектор может имитировать луну или солнце, либо просто выделять действующее лицо.

              • Не переборщите с комбинацией углов подсветки, выберите 1-2 приоритетных и определитесь с эмоциональным фоном, который пытаетесь создать. Иногда минимализм скорее сыграет на руку, а избыток только размоет общее впечатление у наблюдателей.

              • Если делать объекты контрастными, ярко подсвечивая их сзади, то это изменит то, как их воспринимает зрители. Даже отдаленная фигура покажется более близкой, что тоже надо учитывать. попробуйте умышленно задействовать этот эффект для большей выразительности.

              Реалистичный свет на сцене — это то, что имитирует уличные фонари, солнечные лучи либо настольные лампы. Это очень важно соблюдать при большинстве постановок, в которых действие происходит в реальном, а не фантастическом мире. Тщательно подбирайте не только углы наклона, но и цветовую температуру источников, чтобы они казались достаточно теплыми и передавали естественные оттенки.

              В данном разделе можно вывести несколько базовых правил работы:

              • Делайте картинку динамичной, иначе зрителю надоест, он начнет утомляться, наблюдая одно и то же настроение со сцены. Действие должно передаваться и подчеркиваться в деталях.

              • Нет ничего лучше света, чтобы подчеркнуть форму или линии.

              • Не перебарщивайте с драматичным полумраком, иначе зритель не разглядит нюансов.

              • Глубокие тени придают контраста и сделают сцену более полной, запоминающейся.

              a3c3e42feaf6e3b7b4a328d21e65c22e.jpg

              Рекомендуем тренироваться в создании различного настроения с помощью света и делать это постоянно, а не только на реальных перфомансах и шоу. Отточить мастерство можно за пару лет или раньше, но это требует огромного практического опыта.

              Вдохновляйтесь чужими работами, фотографиями, клипами и фильмами, всегда обращайте внимания, как связан свет в кадре и настроение, которое передается при просмотре. Старайтесь повторить это самостоятельно. Желательно записывать и сохранять свои наработки, показывать их более опытным коллегам.

              Что надо учесть при создании схем сценического освещения

              Так как система зависит от размера и формы сцены, особенностей зала и от того, что будет происходить, давать конкретные рекомендации нет смысла. Лучше всего соблюдать общие принципы для создания идеальной схемы:

              1. Лучше отдавать предпочтение динамическому освещению, от статического зрители быстро устают и внимание неизбежно рассеивается.
              2. Для создания драматического эффекта и привлечения внимания можно приглушать свет на короткий период, но злоупотреблять этим не стоит.
              3. За счет заливающего освещения обеспечивается хорошая видимость происходящего на сцене. С помощью направленного света можно акцентировать внимание на нужных объектах, а динамическое освещение обеспечит разнообразные эффекты.
              4. Лучше всего сочетать разные варианты оборудования, чтобы можно было играть светом и за счет этого подчеркивать происходящее на сцене.
                Описание и особенности театрального освещения сцены
                Проще всего обеспечивать освещение обучающих и других подобных мероприятий, там не нужны эффекты, главное – хорошая видимость.

              Лучше использовать систему управления, которая будет выполнять сценарий по заданному алгоритму без вмешательства людей.

              В завершении рекомендуем видео по теме:

              Создать надежную систему освещения сцены непросто, но если разобраться во всех нюансах, то можно добиться хорошего результата. Важно сочетать разные углы освещения и использовать оборудование, подходящее под конкретные условия.
              Виды сценического оборудования и его применение

              Советы

              • Исследуйте, исследуйте, исследуйте! Если вы действительно хотите создать хорошее освещение, вам нужно знать гораздо больше, чем отражено в данной статье. Лучшим способом изучения будет сотрудничество с компаниями, либо наблюдение за тем, что делает дизайнер по освещению.

              Предупреждения

              • БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ – вы работаете с электричеством. Электричество может быть опасным, если не принять меры предосторожности. Существует целый мир электрической безопасности, про который в данной статье ничего не рассказано. Удостоверьтесь, что вы работаете с кем-то, кто разбирается в потребляемой мощности и электрической безопасности

              Подходы к использованию светильников

              Для того чтобы создать полноценное освещение на сцене, существует несколько подходов к использованию сразу нескольких типов осветительных приборов:

              • задействование определенной группы светильников для каждой отдельной сцены;
              • применение одного светового оформления для всех сцен;
              • использование дополнительных групп светильников наряду с основной подсветкой.

              Вариант освещения концертного зала

              Вариант сценического освещения

              Использование разных вариантов светильников позволит подобрать художнику по свету оптимальный вариант подсветки.

              Кого и что необходимо освещать

              На сценах, в зависимости от типа помещений, в которых они установлены (дом культуры, концертный или актовый зал), могут происходить различные действия. Но, несмотря на это, обязательно нужно освещать:

              • главных действующих лиц. При наличии нескольких исполнителей, они должны равномерно освещаться, вне зависимости от их перемещения;
              • солирующих исполнителей. Их освещают дополнительной группой осветительных приборов и также «ведут» при изменении места размещения.

              Обратите внимание! Схемы освещения солистов и исполнителей для концертов, актовых залов и театров будут различными, так как они предназначаются для разных целей.

              Световое выделение солиста

              Подсветка солиста на сцене

              Наряду с этим необходимо создание раздельного освещения сцены. Она включает в себя переднюю часть площадки, а также ее среднюю и заднюю часть. Очень часто они дополнительно разбиваются на отдельные участки.

              Обратите внимание! Желательно, чтобы количество этих участков было нечетным.

              В результате такого деления получается матричная структура, которая может состоять из 9 и более участков. Все зависит от площади пространства — количество участков может доходить до нескольких сотен. Такое деление необходимо для того, чтобы каждый световой прибор мог освещать свой конкретный участок.

              Заключение

              Для того чтобы качественно и, главное, правильно организовать освещение на сцене, необходимо придерживаться определенных принципов и также рекомендаций. Также стоит правильно подобрать осветительное оборудование и расположить его по определенной схеме. Только таким образом можно добиться качественной подсветки сцены в любой ситуации.

              Источники

              • https://lightgid.ru/lighting/osveshhenie-stseny
              • http://liramusic.ru/blog/384-vidi-scenicheskogo-oborydovaniya-i-ego-primenenie/
              • http://indeolight.com/obekty-osveshheniya/kommercheskoe/svetovoe-oborudovanie/svetovoe-oborudovanie-dlya-stseny.html
              • https://ru.wikihow.com/%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B5
              • https://IMPremium.ru/blog/scene/
              • https://Svetilov.ru/osveshhenie/socialnye-obekty/osobennosti-teatralnogo-osveshheniya-sceny
              • https://1posvetu.ru/svetodizajn/osveshhenie-stseny.html

              Оцените статью